Искусство в городе.
Тезисы программы АНО ЦССД Метаобъект
Основная идея проекта в осознании того, что город это открытая выставочная площадка. Это территория искусства, музей под открытым небом. Мы имеем огромные незадействованные пространства, пустынные площади и скверы, парки лишённые визуальных акцентов. Это потенциал места, не перепаханное поле для осознания и освоения. Мы имеем потенциал творчества в виде художников, которым есть что сказать, у которых есть внутренний созидательный порыв. Это по истине бесценный и до сих пор незадействованный культурный ресурс нашей страны. И конечно потенциал зрителей, которые нуждаются в впечатлениях, живых эмоциях, вовлечённости и в гуманизации городского пространства.
Основные тезисы программы «Современная скульптура в городской среде».
• Гуманизация городской среды
• Точки притяжения
• Новые туристические достопримечательности
• Визуальная навигация
• Человеческий масштаб
• Повышение качества городской среды
• Культурное вовлечение горожан
• Раскрытие и задействование творческого ресурса страны
Гуманизация городской среды
Это в первую очередь психотерапевтическая роль искусства.
Городское пространство при всех стараниях урбанистов противоестественно для человека. Оно угнетает психику, масштабами, динамикой, суетой, обезличенностью и напряжением.
Города, особенно мегаполисы, перенасыщенные населением, пребывают фоновом режиме нервозности и стресса, где человек испытывает дефицит личного пространства, где он ощущает свою ненужность и вынужден бороться за выживание. Где люди не ценят и не радуются друг другу, не здороваются на улицах, где каждый сам за себя. Это становится нормой, становится правилом. Хотя на самом деле всё могло бы быть не так. Городская среда может быть на много комфортнее для человека и значительный вклад в этот процесс может внести публичное искусство. Искусство, а особенно публичное искусство, это то немногое, что может дать отклик человеку, продемонстрировать, что он не один, убедить его в благорасположенности мира, сподвигнуть к новому образу жизни и взаимоотношений. Искусство, которое возвращает человека к самому себе, искусство которое вызывает живые искренние и глубинные эмоции, которое выражает человеколюбие и благорасположенность города к человеку, напоминает о тех ценностях, которые сближают людей и приводят их в более сбалансированное состояние. Нечто «Большое человеческое». Гипертрофированное чувство, концентрат, магнит, излучатель живого и тёплого, чего-то бессознательно созвучного, забытого, задавленного внутри, потерянного по дороге. Квинтесенции каких-то простых и естественных состояний. Это человеческое измерение в городской среде. Импульсы любви и бескорыстия, проявленные через аллегории и образы общественного искусства.
Повышение психологического комфорта города.
Сейчас сделано уже очень много хорошего, благоустроены территории, парки скверы, бульвары, пешеходные зоны. Но пока всё выглядит уныло, безжизненно, аскетично. Это как сделать ремонт в квартире и принести туда самое необходимое, стул, стол, кровать. Теперь время наполнить её жизнью, теплом, эмоциями, образами, «тёплыми вещами», чтобы возникло ощущение уютного жилого пространства.
Снятие напряжения и стрессов, переключение внимания с злободневных задач.
Новый порядок ценностей в сценарии повседневной жизни.
Городская среда это жилое пространство, это продолжение нашего дома. Городская скульптура должна быть такой, с которой хочется жить, которую хочется принести в дом. Присутствие искусства в городе это постоянное напоминание о существовании другого ракурса восприятия жизни, что создает более глубокое и неоднозначное прочтение повседневности.
Повышение самооценки горожан.
Отождествления с местом и самоотождествлением, самооценкой самих горожан. То есть осознание, что я живу не просто на какой-то улице или в каком-то неприметном дворе, а рядом с примечательным местом. Примечательность и отличительность, очень важные психологические факторы самоидентификации.
Точки притяжения / Человеческий масштаб / взаимодействие
Современная городская скульптура – это действенный инструмент архитектурно-планировочных задач макро и микроурбанистики.
Это визуальные и эмоциональные акценты и доминанты, организующие пространство, композиционные узлы, точки притяжения, знаковые элементы системы навигации.
Конечно, в большей степени облик города формирует архитектура, но даже в идеальном городе нужна городская скульптура, как объект человеческого масштаба.
Человеку необходимы соразмерные и эмоциональные элементы городской среды, с которыми можно взаимодействовать, фотографироваться. Это знаки, духи места, вещи для души. Места встреч и проведения досуга. Это «человеческое лицо города».
Культурное вовлечение
Публичная демонстрация культурных процессов, прививание интереса к изобразительному искусству, вовлечение в мир искусства, воспитание вкуса, расширение визуального опыта, побуждение и стимулирование к сложным внутренним процессам переосмысления художественного образа, развитие абстрактного, ассоциативного и образного мышление.
Современная городская скульптура, это, пожалуй, единственный вид изобразительного искусства, который может быть вынесен в общественное пространство города и существовать под открытым небом. Это очень важный фактор. Известный лозунг искусство в массы, может быть максимально выражен именно скульптурой и арт-объектами в городской среде. Мир современного искусства скрыт от публики. Это закрытая территория музеев и выставочных залов. Все музеи озадачены вопросом, как привлечь посетителей. Но в итоге подавляющее большинство людей всё равно проходят мимо. Этот мир как будто под водой, и человеку не посвященному, далёкому от искусства могут быть видны лишь те редкие артефакты, которые возникают, выныривают на поверхность в публичных пространствах города. Городская скульптура сама выходит к людям, становится частью их повседневной жизни. Даже не совсем понятные, или сложные в понимании произведения, со временем проникают в сознание горожан, преобразуют поверхностное клиповое восприятие в более углублённое и осмысленное. Развивают эстетический кругозор, и визуальный опыт, понимание глубины и многослойности художественного произведения. Прохожий раз, от раза проходя мимо художественного произведения, начинает замечать многообразие оттенков психо-эмоционального воздействия. При этом становится явственней осевая идея, которая как константа, остаётся неизменной, несмотря на изменчивые состояния самого зрителя.
Повышение качества городской среды
Скульптура всегда была атрибутом роскоши. Это дорогостоящий вид искусства, в первую очередь из-за высокой себестоимости. Уличная скульптура примерно сопоставима с ценой автомобиля. Посмотрите, сколько сотен тысяч автомобилей заполняют город, создают многокилометровые пробки, разве можно сопоставить визуальный и психологический эффект от уличной скульптуры с одним автомобилем. Город получает объекты искусства, задающие новый качественный уровень благоустройства. При этом эти произведения одновременно становятся собственностью и всех и каждого в отдельности. То есть возникают новые объединяющие ценности. Личное-общественное это диалектика новой эпохи, новой культуры и нового сознания.