завтра
Гипс, 45 см.
История этой работы довольно занимательная. Она была сделана для XI Московского международного форума художественных инициатив (2006). В тот год была заявлена тема «Выбор». И у меня возникла идея изобразить неопределенность и неизвестность последствия любого даже на первый взгляд очевидного выбора. Так изначально это выглядело как три предмета накрытых тканью. Выбор из трёх неизвестных. Затем замысел оптимизировался до одного предмета и интрига только обострилась. Выбор из одного неизвестного. Одна неизвестность тождественна трём, ведь в итоге мы всё равно получаем одну. Также возникает выбор и в вопросе «знать или не знать» и вообще, делать или не делать выбор. Помню уже тогда это имело в том числе и злободневную политическую коннотацию. В формате того форума было бы вполне достаточно экспонировать на выставке любой предмет накрытый тканью или даже его фото. Но я же тогда был юный, академический скульптор, который любил всё лепить. Поэтому я сделал добротную гипсовую скульптуру. Когда я принёс её на выставку и увидел, что вокруг, то сказал куратору : «Да, кажется я перестарался, может ещё не поздно накрыть её тряпкой.. » Это было смешно и совсем концептуально. На это он сказал: «это будет слишком тонко для цирка». С тех пор у нас в семье это стало крылатой фразой. «Слишком тонко для цирка». И к сожалению она вспоминается довольно часто….
Тем не менее плюс от такого фундаментального исполнения в том, что возникла уже реальная и объективная невозможность снять завесу, и этот сценарий безусловно концептуально сильнее. Ну и конечно остался сам мета модернистский артефакт, в котором как то случайно и изящно сошлось довольно много противоречивых тем.
Вообще, помню, что тема выбора сильно взбудоражила меня тогда. Ведь мы совершаем выбор ежесекундно, на каждом шагу. И если не мы сами то значит это делает кто-то другой за нас. Выбор сознательный или неосознанный и определяет любое движение и любое действие. При этом каждый раз задействуются совершенно разные критерии, и механизмы. Но всегда в ближайшей или отдалённой перспективе это шаг в неизвестность.
И эта неизвестность — вторая, наиболее интригующая тема. Она одновременно существует и в универсальной и в экзистенциальной категории. Является для каждого личным отражением и одновременно становится для всех единственным и общим знаменателем. Это интересно….
В последствии, я дал этой работе название «Завтра». Оно мне показалось более перспективным и иммерсивным.